вторник, 25 июня 2013 г.

Дуплянки-синичники

Я прочитал статью Вячеслава Забугина "Как самостоятельно изготовить дуплянку"
http://www.rbcu.ru/information/12367/

Я сходил в парк Сосновка и на поляне, где работники разделывали спиленные деревья, стырил чурбачок диаметром 15 см и длиной 58 см. Положил на плечо и отнес домой. Дома разделил на два длиной по 29 см.
Забугин советовал брать осину, но мне досталась, кажется, ольха. Кроме того, она сырая, сучковатая и очень вязкая, как сырое мясо. Резать коронкой не удалось, сразу полетела. От сверла идет дым и пар. Стамеской работается наиболее удачно, но тоже вязнет, временами ее приходится выручать, забивая рядом большое зубило. Один из чурбачков от работы стамеской треснул; когда древесина подсохла, края перестали сходиться. Трещину залечил кусочками пробки от шампанского. Вот результат:
9 апреля с помощью работника парка повесил обе дуплянки в Сосновке, на большие живые березы, на высоте 4,5 м от земли. Сделал скамеечку в таком месте, откуда видно сразу оба летка. Скамеечка (на фото) окрашена так, чтобы как можно больше любителей распить флакон прошло мимо, не заметив её

Ждать птиц пришлось долго.
24 апреля одна из дуплянок уже была заселена большой синицей. Вторая пустовала.
Поискав в интернете, я обнаружил свою ошибку. Синицы любят глубокие дуплянки с тёмными стенками, а мухоловки - мелкие со светлыми стенками. У меня дуплянки глубокие, но со светлыми стенками: ни Богу свечка, ни черту кочерга,
 15 мая обнаружил, что обе дуплянки заселены. В одной, как и ранее, живет семья больших синиц - это самая многочисленная птичка в парке Сосновка. В другой обосновалась мухоловка-пеструшка. О таком раскладе я и мечтал.
На пеньках я выкладывал семена подсолнуха (не жареные!) и кто-то их регулярно щелкал. Наверное, синица. Кедровые орешки остались невостребованы.
Сфотографировать птиц возле гнезда не удалось: слишком стремительно они влетают и вылетают. Поэтому для тех, кто с ними незнаком, привожу фото из интернета.
Вот большая синица:
а вот мухоловка-пеструшка:
Вот так выглядят мои дуплянки на березах:
На нижнем снимке видно, что отверстие летка изменилось: внизу образовалась выбоина. Очевидно, разбойничал пестрый дятел, хотел расширить леток и полакомиться яйцами или птенцами. Вероятно, синицы дали отпор и  прогнали его раньше чем дятел разворотил леток окончательно. Второй раз я сам застукал дятла, ползущего по стволу к дуплянке, заорал и прогнал.
25 июня я  после нескольких дней перерыва побывал на поляне и не застал там птиц. Видимо, птенцы улетели из гнезда. Невдалеке я наткнулся на птенца мухоловки, еще плохо летающего - он шарахнулся от меня в канаву.



3 комментария:

  1. Я еще учусь писать блог, поэтому не всё гладко. ПРОШУ давать ЦУ

    ОтветитьУдалить
  2. В 2014 году оба гнезда снова обитаемы. На месте мухоловки живет большая синица, а птичку, занявшую дом синицы, я не смог разглядеть

    ОтветитьУдалить
  3. К 2018 году одна дуплянка упала на землю: проволока проржавела. Пришлось переделать: заменить днище и крышку и делать на леток накладку: ее недопустимо расширил дятел.

    ОтветитьУдалить